Главная \ Почему именно ваш ребенок?

Почему именно ваш ребенок?

    

 

ребенок с прикусом Можно успеть исправить до 12 лет! 

 Все изменения в организме ребенка и формирование вредных привычек начинается с 3-х лет. В этом возрасте у детей уже можно диагностировать нарушения прикуса и ротовое дыхание. Глядя на своего ребенка, любой родитель может определить,  как он   дышит -ртом или носом, закусывает губу или щеку, грызет ногди или сосет палец, если есть изменения уже нужно начинать миофункциональную коррекцию. Здесь работает принцип, чем раньше, тем лучше! Так же особого внимание требует период смены зубов. Он,  как  правило,  начинается у детей в 6-7 лет и заканчивается к 13 -и летнему возрасту. Если вы видите, что зубы ребенка прорезываются неправильно. Если заметили, что он постоянно дышит ртом, плохо пережевывает пищу -у него высок риск формирования неправильного прикуса, а также лор -заболеваний (аденоиды), искривления позвоночника и прочее.

Предлагаем вам понаблюдать за своим  ребенком в течении трех дней, а затем заполнить следующую таблицу:

 

Ребенок дышит ртом во время сна

 

Ребенок постоянно дышит ртом

 

Ребенок с трудом разжевывает пищу

 

Ребенок глотает, напрягая губы, щеки

 

Ребенок нечетко выговаривает звуки

 

Ребенок часто закусывает губу

 

У ребенка неровно прорезаются зубы

 

Ребенок грызет ногти или карандаши

 

 Если вы отметили хотя бы два из перечисленных признаков, то у Вашего ребенка есть миофункциональные проблемы и велика вероятность развития зубочелюстной деформации и нарушений речи. Нарушение функции или, скорее, согласованной работы мышц челюстно-лицевой области в настоящее время возникает у детей часто, но при своевременном выявлении и коррекции эти нарушения вполне обратимы

 

Нарушения функции дыхания, глотания, жевания.

 

1. Ротовое дыхание.      Смотреть видео 

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм  ведет к угнетению развития организма и анемии. 

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания - они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму. 

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком,  сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно. 


1.jpg
Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания  у  ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур,  характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
Привычка дышать ртом отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области  нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании. 



2.jpg
При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный.

Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости. 

 




2. Атипичное глотание   Смотреть видео

 

  • Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке.
  • Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет .Язык  поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется  в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов. 

В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с уже заложенным рефлекторно механизмом глотания, которое в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка и отрицательного давления в полости рта младенца, молоко поступает в рот, и язык, располагаясь между десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки. По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется,  и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. 
     
В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате преобладания внешнего давления приоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов,  ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков -  упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя  открытый прикус – основную причину межзубного сигматизма. 
   

инфантильное глотание 2Грудные дети для осуществления сосательных движений активно охватывают губами сосок материнской груди. В этот период у ребенка еще нет зубов и язык, занимая их место, прижимается к губам. Для грудных детей это норма. Такой тип глотания, при котором язык и губы активны и сильно напряжены, называетсяинфантильным – детским. Но, если губы и язык сохраняют такой стереотип движений после полутора лет, то это не нормально. Если инфантильный тип глотания сохраняется и в более старшем возрасте, то это серьезная проблема. Челюстные кости в продолжение всего периода роста ребенка очень пластичны. И если изо дня в день язык и губы будут продолжать совершать движения по типу инфантильного глотания, осуществляя давление на зубы и альвеолярные отростки, то у ребенка сформируется патологический прикус.

3. Функция жевания.

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как «ленивое жевание». Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания. Эту функцию нужно разделять на функцию откусывания и функцию пережевывания. Если ребенок откусывает пищу боковыми зубами, то формируется глубокий прикус. На положение зуба влияют по вертикали две группы сил: одна — сила выталкивания — связь с прорезыванием зуба и формированием корня этого зуба. Другая — это сила жевательного давления, связанная со смыканием зубов. Если эта нагрузка действует только на боковые зубы, то боковые зубы внедряются вследствие того, что нагрузка на них оказывается чрезмерной. Передние зубы удлиняются, так как давление на них отсутствует, возникает глубокий прикус. Одностороннее жевание приводит к образованию перекрестного или латерогенического прикуса. Вялое жевание, то есть отказ от жесткой пищи, приводит к тому, что нарушается естественное стирание зубов. В наибольшей степени это касается клыков и моляров. Это приводит к мезиальному прикусу, когда нижние клыки забрасываются за верхние, или перекрестному прикусу. Вялое жевание, характерное для детей, у которых в рационе преобладают каши, пюре, бульоны и пр., негативно сказывается на формировании прикуса, приводя к слабости жевательных мышц, которые во многом определяют форму зубного ряда и положение челюстей.

Вредные привычки.

К вредным привычкам относятся: сосание пальца, пустышки, различных предметов, прикусывание, губ, щек языка, прокладывание языка между зубами.

 

соска 1

 

 

 

 

Рис 1. Последствия сосания соски

последствие сосание боьшого пальца 2

 

 

 

 

 

Рис 2. Последствия сосания большого пальца

 

закусывание и подсасывания правой щеки

 

 

 

 

 

Рис 3. Последствия подсасывания и закусывания правой щеки

 

 

 

Последствия нарушения функции и вредных привычек.

1. Функциональные нарушения речи

Органы зубочелюстной системы являются важнейшей частью речевого аппарата. От их состояния зависит правильная артикуляция и четкость звукопроизношения. С другой стороны, артикуляционные нарушения, возникшие по разным причинам, могут способствовать формированию зубочелюстных аномалий. Таким образом, между состоянием органов зубочелюстной системы и речевой функцией имеется тесная связь и взаимообусловленность. Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, например, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта   



1.jpg 
-  это позволяет своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом. 

Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как: укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней  челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением  центрального участка нижней челюсти  при глубоком резцовом перекрытии

При инфантильном типе глотания язык способен выполнять лишь самые простые движения, и язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз макроглоссия. Однако в действительности язык малыша просто недостаточно развит, мышцы его вялы. Одно из весьма распространённых нарушений, является  межзубная шепелявость, сопровождаемая прокладыванием языка при глотании и нарушением функции оральной мускулатуры, обусловленным ослабленным тонусом круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов. 

 

3.Нарушение прикуса

Зубочелюстная система принимает активное участие в жизненно важных функциях детского организма - сосания, глотания, дыхания, жевания.  Нарушение указанных функций имеет огромное влияние на строение зубочелюстной системы.  Например, для правильного формирования прикуса важное значение имеет миодинамическое равновесие - нёбное положение языка изнутри компенсирует наружное давление щёк и круговой мышцы рта, отвечающей за смыкание губ. При ротовом дыхании это равновесие нарушается - язык занимает нижнее или межзубное положение и возникает преобладание давления щёчных мышц на зубные ряды снаружи, которое приводит к сужению зубных дуг и формированию готического неба. Возникающая в результате деформация челюстей не только затрудняет смыкание губ, но и ведет к деформации зубных рядов, повышающей риск заболеваний пародонта и инфекции верхних дыхательных путей. 

zubnye-dugi.jpg

Правильный зубной ряд Деформированный зубной ряд

Сужение зубных дуг становится очевидным уже в начальный период смены зубов, когда родители замечают, что не всем новым зубкам у ребёнка хватает места в ряду, что они прорезываются неровно. Эта проблема в последнее время приобрела огромные масштабы – до 80 % школьников имеют аномалии прикуса, что неудивительно, ведь в результате стресса до 30% первоклашек и младших школьников начинают сосать пальцы, грызть ручки и карандаши. Челюстные кости в продолжение всего периода роста ребенка очень пластичны. И если изо дня в день язык и губы будут продолжать совершать движения по типу инфантильного глотания, осуществляя давление на зубы и альвеолярные отростки, то у ребенка сформируется патологический прикус. Сила давления языка может достигать 500 грамм, а сила давления губ – 300 грамм. Это очень высокие показатели давления, поэтому гиперфункция языка или губ способны наделать много бед.

 

2. Нарушение осанки

Аномалии развития нижней челюсти при ротовом дыхании  связаны, в свою очередь, с изменением тонуса мышц шеи, что нарушает миодинамическое равновесие организма в целом. В связи с этим аномалии прикуса нередко сопровождаются нарушениями осанки: у детей с привычным ротовым дыханием и межзубным положением языка физиологически правильное положение нижней челюсти нарушается в силу инстинктивно сохраняемого при помощи наклона головы равновесия. При хроническом ротовом дыхании, у детей, как правило, наблюдается переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, что провоцирует формирование дистального прикуса. Реже встречается ситуация, когда при ротовом дыхании ребенок откидывает голову назад   - в этих случаях формируется мезиальный прикус. 
Почему же у растущего ребенка возникает деформация черепных структур, если его голова не располагается на одной оси с позвоночником? Череп взрослого человека весит около 4-5 кг, череп ребенка немного меньше, и значительную долю этого веса составляет жидкость. Когда нормальное положение головы нарушено, смещение массы содержимого черепной коробки в сторону наклона головы ведёт к деформации черепных костей.
Череп состоит из двадцати девяти различных костей, разделенных швами. Если происходит изменение формы какой-либо одной кости черепа, это отражается на всех черепных структурах, включая верхнюю и нижнюю челюсти, нередко у таких пациентов возникает перегрузка височно-нижечелюстного сустава, что со временем может привести к его дисфункции.

 
           Рис.3

Не существует каких-либо нарушений в строении одной части тела, которые не отразились бы на общем развитии организма. Поэтому  мышечный дисбаланс, спровоцированный   зубочелюстными нарушениями, сопряжён также с асимметрией плеч, лопаток, тазобедренных суставов. Для правильного положения головы необходимо правильное горизонтальное положение плеч, тазовых костей, и хорошая поддержка стоп. Если носовое дыхание восстанавливается в раннем возрасте, у ребенка нормализуется и положение головы, и форма черепных костей, что благоприятным образом  сказывается также на развитии верхней и нижней челюсти, ширине зубных рядов и осанке

 

Как помочь ребенку?

 

 

1шаг : Миофункциональная коррекция. Необходимо устранить существующие нарушения  функций (ротовое дыхание, инфантильное глотание, жевания) и избавиться от вредных привычек. Это можно сделать с помощью специальных миофункциональных аппаратов - трейнеров и вестибулярных пластин. 

2. шаг: Логопедическая коррекция речи

3. шаг: Физическая нагрузка,  которая позволит исправить нарушения осанки,  обеспечить профилактику и общее физическое развитие

4. шаг: Миофункциональная ортодонтия. Это наблюдение у ортодонта, владеющего принципами миофункциональной коррекции. Записаться на прием

 Важно понимать, что очень много проблем, связанных с миофункциональными нарушениями, можно решить в период молочного или сменного прикуса ребенка, т.е примерно до 12 лет. Минимальный возраст для начало коррекции- с 3-х лет!!!